ЧТО ТАКОЕ ГЕНДЕР И С ЧЕМ ЕГО <<ЕДЯТ>>?

Узбекистан за годы независимости предпринял весомые шаги по предоставлению женщинам равных прав с мужчинами. Женщина и ее проблемы были поставлены государством в центр стратегии обновления и прогресса всего общества. Например, в 1995 году одной из первых в Центральной Азии наша страна ратифицировала Конвенцию "О ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин", а многие ее положения были включены в национальное законодательство. В том же году принят важный указ Президента Узбекистана о повышении роли женщин в государственном и общественном строительстве, сыгравший позитивную роль в этом направлении.

1999 год был объявлен в республике «Годом женщины», который ознаменовался значительным оживлением работы в области улучшения социального положения представительниц прекрасного пола, реализацией действенных программ по повышению их статуса. На дальнейшее повышение социально-политической активности женщин, усиление их положения в семье и обществе направлен Указ Президента "О дополнительных мерах по поддержке деятельности Комитета женщин Узбекистана", принятый четыре года назад.

В 2004 году внесена весьма важная поправка в избирательное законодательство о выборах в Олий Мажлис, в соответствии с которой в общем списке кандидатов, выдвинутых политическими партиями, количество женщин должно быть не менее 30%. Введение этой поправки привело к увеличению представительства женщин в парламенте республики. В общем, можно привести немало убедительных примеров, демонстрирующих возрастание прав и возможностей женщин во всех сферах нашей жизни.

Трудно переоценить помощь различных международных организаций в анализе и решении гендерных проблем. В частности, с участием как отечественных, так и зарубежных специалистов, в том числе сотрудников ПРООН, были разработаны и успешно реализуются национальные цели развития тысячелетия, в которых учтены местные условия и уникальность нашего развития. Так, для достижения республикой гендерной ЦРТ № 3 выделены три основные проблемы. Это достижение гендерного паритета на всех уровнях образования, увеличение женской занятости, повышение участия "слабого пола" в принятии решений в управленческой и административной сферах.

С участием различных международных организаций, таких, например, как ПРООН, АБР, ЮСАИД, Всемирный банк и других в нашей стране реализуются проекты по мониторингу законодательства в отношении прав женщин, подготовке пособий и буклетов на эту тему, проводятся различные форумы с обсуждением животрепещущих тем равенства мужчин и женщин и преодолению гендерных стереотипов.

Однако на различных семинарах, где занятия ведут как зарубежные специалисты, так и отечественные, получившие международные сертификаты, порой сталкиваешься с некоторыми крайностями при освещении данных проблем. Главная из них заключается в том, что сами докладчики или тренеры не свободны от определенных стереотипов и заблуждений, которые они неосознанно "прививают" слушателям. Другая - в игнорировании национальных особенностей и менталитета нашего народа при обсуждении темы равенства мужчин и женщин.

Однажды, например, я был буквально поражен, когда солидная докладчица с научной степенью заявила, что "в наших образовательных учреждениях, к сожалению, девочки и мальчики сильно отличаются друг от друга, а вот на Западе так похожи, что их трудно отличить". Честно говоря, решил, что ослышался. Но через некоторое время докладчица огорошила еще одним признанием - оказывается, очень плохо, когда маленьким девочкам покупают коляски и другие вещи голубого цвета, а мальчикам - черного. "Это гендер!" - безапелляционно заявила докладчица.

Все мои попытки выяснить, что же плохого в том, что школьники у нас внешне отличаются от школьниц, а юным девочкам вещи приобретают нежных и мягких расцветок, ничем не увенчались. Более того, если поверить на слово новоявленным гендеристкам, то термин "прекрасная половина человечества", не говоря уже о "слабом поле" - это тоже проявление дискриминационного мышления. Что в наших газетах (или в передачах ТВ) материалы о мужчинах появляются в десятки (в сотни, в тысячи!) раз чаще, нежели о женщинах. А если представительницы прекрасной половины все же прорываются на газетные страницы или в телерепортажи, то "лишь… для украшения этих СМИ". Чтобы убедиться в абсурдности таких утверждений, достаточно пролистать подшивки наших газет. Но ведь копаться в подшивках это сложно, легче просто поверить.

На гендерных форумах используется порой еще один не совсем корректный прием. Слушателей просят назвать домашние обязанности мужчин. Учитывая, что аудитория подобных мероприятий чаще женская, то называются такие - "смотреть телевизор", "лежать на диване" и тому подобное. Затем составляется бесконечный список обязанностей, выполняемых женщинами, начиная от воспитания детей, стирки, уборки, приготовления еды и так далее, с обязательным указанием рыночной стоимости этих услуг. Когда все суммируется, то получается почти фантастическая цифра в несколько тысяч долларов США. Представьте теперь реакцию женщины, которая вправе закатить мужу крутую разборку, поскольку его "жалкая" зарплата совершенно не соизмерима с ее вкладом.

Между тем, неоплачиваемая домашняя работа - серьезнейшая проблема, до конца не решенная ни в одном государстве планеты. И если в благополучной Дании или в развитой Германии произошло, во-первых, существенное перераспределение домашних обязанностей между супругами, а во-вторых, широко используется бытовая техника для облегчения домашней работы, то нам, признаемся, в этом направлении еще предстоит многое сделать. Но учтем и другие моменты. Например, многочисленные льготы, предоставляемые женщинам, в том числе и значительно более ранний уход на пенсию, можно рассматривать как определенную компенсацию за нелегкий домашний труд. К тому же и у нас стереотипы традиционных представлений о домашних обязанностях начали уходить в прошлое. И никого не удивит, когда муж с удовольствием сидит с ребенком, а его жена в это время руководит крупной частной фирмой.

К тому же надо учитывать менталитет узбекской женщины, среди приоритетных ценностей которой - семья и дети. Помню, как беседовал с известной ученой, академиком, научным достижениям которой позавидуют многие мужчины. Так вот на мой вопрос, что для нее важнее - работа или семья - собеседница, ни минуты не колеблясь, назвала семью. А на вопрос - кто глава семьи - ответила также без раздумий: конечно же, муж - был всегда и является сейчас. Может, у какой-нибудь швейцарки или даже продвинутой россиянки такие взгляды вызовут ироничную улыбку, а мне кажется, что мы можем гордиться этими качествами наших соотечественниц и их приверженности к сохранению семейного очага. Ведь именно благодаря этому у нас высокая рождаемость и низкое число разводов, а институт семьи, как ячейки общества, укрепляется и развивается.

Еще один часто встречающийся стереотип "сверхгендерного" мышления - утверждение, будто преобладание женщин в парламенте страны, как и вообще во властных структурах, само по себе обязательно скажется на эффективности его работы и даже… в исчезновении коррупции. То, что это очевидная глупость, не нуждается в доказательствах. Иначе, рецепт решения всех проблем в любом государстве и моментального наступления "светлого завтра" был бы элементарен и прост.

Например, в скандинавских странах достигнут паритет между соотношением мужчин и женщин в обществе и их пропорциональным представительством в парламенте. Но здесь надо учитывать, что та же шведка или датчанка прошла в своем развитии долгую эволюцию, что она в достаточной мере подготовлена к этой непростой и ответственной деятельности. А слепое копирование скандинавского опыта и механическое увеличение представительства женщин в управленческих структурах (без учета их возможностей!) путем, например, жесткого квотирования, может привести лишь к серьезным неприятностям и провалам.

Однажды я с интересом слушал выступление специалиста по водным проблемам, глубоко раскрывшей эту сложную тему. Неожиданно докладчица перешла к гендерным вопросам. Оказалось, что она окончила международные курсы и по совместительству выступает по гендерной проблематике. Конечно, это можно только приветствовать, но когда лекторша вдруг заявила, что "если бы среди районных хокимов было больше женщин, то эффективно решались бы и водные и прочие проблемы, строилось бы больше школ, детских садов, стадионов…". Утверждение было настолько нелепо, что многие от удивления раскрыли рот. Безусловно, от личности районного руководителя многое зависит. Но ведь он не удельный князь, самостоятельно принимающий все без исключения решения. Те же школы или другие социальные объекты строятся в соответствии с государственными программами, принятыми на республиканском уровне.

Когда потом дискутировал с этой женщиной, то рассказал ей актуальный анекдот. Беседуют две собаки и одна другой жалуется: почему когда Иван Иванович делает глупость, то люди говорят какой Иван Иванович - глупец, а когда пес Барбос делает глупость, то они возмущаются - какие собаки глупые. Это к тому, что если в каком-нибудь районе плохо решаются водные или школьные проблемы, то это не потому, что руководит там мужчина. И далеко не факт, что назначение на этот пост женщины сразу снимет острые проблемы этого региона…

Вообще, зарубежным экспертам по гендеру и отечественным тренерам с международными сертификатами, я бы предложил внимательно посмотреть замечательный фильм "Белое солнце пустыни". Там есть забавный, но крайне поучительный с гендерной точки зрения эпизод. Это когда Сухов объясняет Гюльчетай из гарема Абдуллы, что теперь она "свободная женщина Востока", что станет "единственной женой у своего мужа", который "будет любить только ее одну". Однако вместо ожидаемого восторга, Гюльчетай переспрашивает удивленного бойца: "Только меня одну? А стирать - тоже только я одна? А кушать готовить? А убирать - тоже только я одна?". Как видим, даже в гареме есть ценности, с которыми не так-то просто расстаться, даже в обмен на привлекательные, но чуждые лозунги.

А то ведь запал, желание все ниспровергать и видеть во всем пресловутый "гендер", перенятый некоторыми специалистками по этому вопросу у радикальных феминисток первой волны, явно нуждается в другом применении. Не случайно даже ООН гендерные проблемы при всей их важности ставит не на первое место. Здесь крайне необходима эволюционность, поэтапность, критическое осмысление передового зарубежного опыта с учетом наших традиций и духовных ценностей, выработанных веками. Что, кстати, в Узбекистане и делается.

26.05.2010
Gazeta.uz

Unless otherwise stated, the content of this page is licensed under Creative Commons Attribution-ShareAlike 3.0 License